Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Логика истории
IV. Формирование человеческого общества Содержание VI. Что дальше?
 
   

Коммунизм в широком смысле слова есть зрелое человеческое общество, в отличие от всей предшествующей истории человечества как истории незрелого человеческого общества.

Зрелое человеческое общество, предварительно и очень кратко, а потому почти огрублённо говоря, есть общество, в котором завершилось преобразование естественно возникших связей и установилось безраздельное господство специфически человеческих отношений. Специфически человеческие отношения есть отношения людей преимущественно как личностей.

Коммунистическое общество в целом представляет собой подлинную историю, собственно историю человечества, в отличие от предыстории и всех её стадий. К. Маркс квалифицировал развитие классовых обществ в качестве предыстории именно потому, что эти общества развивались антагонистически:

«Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества». К. Маркс. К критике политической экономии (предисловие).

Ф. Энгельс также отличает коммунизм как подлинно человеческую историю от всей предшествующей истории человечества.

«Животные являются пассивными объектами... истории, своего происхождения и постепенного развития до своего теперешнего состояния, а поскольку они сами принимают в ней участие, это происходит без их ведома и желания. Люди же, наоборот, чем больше они удаляются от животных в узком смысле слова, тем в большей мере они делают свою историю сами, сознательно, и тем меньше становится влияние на эту историю непредвиденных последствий, неконтролируемых сил, и тем точнее соответствует исторический результат установленной заранее цели.

Но если мы подойдём с этим масштабом к человеческой истории, даже к истории самых развитых народов современности, то мы найдём, что здесь всё ещё существует огромное несоответствие между поставленными себе целями и достигнутыми результатами, что продолжают преобладать непредвиденные последствия, что неконтролируемые силы гораздо могущественнее, чем силы, приводимые в движение планомерно. И это не может быть иначе до тех пор, пока самая существенная историческая деятельность людей, та деятельность, которая подняла их от животного состояния до человеческого, которая образует материальную основу всех прочих видов их деятельности, – производство, направленное на удовлетворение жизненных потребностей людей, то есть в наше время общественное производство, –  особенно подчинена слепой игре не входивших в их намерения воздействий неконтролируемых сил и пока желаемая цель осуществляется здесь лишь в виде исключения, гораздо же чаще осуществляются прямо противоположные ей результаты...

Дарвин не подозревал, какую горькую сатиру он написал на людей... когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является нормальным состоянием мира животных. Лишь сознательная организация общественного производства с планомерным производством и планомерным распределением может поднять людей над прочими животными в общественном отношении точно так же, как их в специфически биологическом отношении подняло производство вообще». Ф. Энгельс. Диалектика природы.

Совершенно явно, что К. Маркс в приведённой цитате под предысторией человеческого общества подразумевает историю классово-антагонистических обществ и не имеет в виду то общество, которое ныне называется первобытным. Ибо в то время, до выхода в свет книги Моргана «Древнее общество» это общество было исследовано совершенно недостаточно. Ф. Энгельс же в цитировавшемся извлечении имеет в виду и первобытное общество. Это следует из примерно в том же году написанной другой работы Ф. Энгельса - «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой проводится та же мысль и притом общество с первоначальной общей собственностью прямо называется в числе обществ, неспособных учитывать отдалённые общественные последствия действий, направленных на производство.

Итак, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали коммунизм в сравнении со всеми классово-антагонистическими обществами и в сравнении со всей историей человечества, предшествующей коммунизму. Однако главным образом исследовался капитализм в процессе его возникновения, развития и неизбежной гибели, выявлялись те тенденции в развитии капитализма, которые позволяли строго научно предвидеть черты будущего коммунистического общества. Эта задача диктовалась основными потребностями эпохи. И тем самым на первый план выходило сравнение капитализма и коммунизма. Конечно, основной во всемирно-историческом развитии – путь движения человечества через преодоление, упразднение капитализма к созданию коммунизма. Однако, хотя капитализм и становится мировой системой, он по своей сути не в состоянии устранить неравномерность исторического развития, преобразовать в масштабах всего мира остатки докапиталистических стадий развития человечества. Поэтому сравнительное изучение коммунизма и антагонистических обществ, коммунизма и всей предшествующей истории человечества, в том числе первобытного строя, имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение: коммунизм образуется в процессе устранения неравномерности развития разных регионов и т. п., в процессе преобразования не только капиталистических, но и докапиталистических общественных отношений.

Коммунизм можно рассматривать по отношению к некоммунистическим формациям и некоммунистическим типам развития. Тут термин «коммунизм» фигурирует преимущественно в широком смысле слова. Но коммунистическое общество, взятое во всемирно-историческом масштабе, само имеет следующие различные стадии:

1. Образование исторических предпосылок коммунистического общества. Ближайшим образом эти предпосылки образуются в недрах капитализма.

2. Первоначальное возникновение коммунизма  – социалистическая революция и период перехода от капитализма к социализму.

3. Формирование коммунистического общества – социализм. Здесь, как и во всяком процессе формирования, выделяются три периода. Первый, начальный период формирования  –  существование коммунизма на унаследованной технической основе. Второй период  – начало создания адекватной материально-технической основы коммунизма. Третий период  –  завершение создания адекватной материально-технической основы коммунизма. Это период преимущественно перерастания социализма в высшую фазу коммунизма.

4. Зрелое коммунистическое общество, то есть высшая фаза коммунизма. В узком смысле термин «коммунизм» и обозначает развитый, зрелый коммунизм.

 
IV. Формирование человеческого общества Содержание VI. Что дальше?
  Главная Университет Научный коммунизм Логика истории
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум