Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
   Главная Университет Научный коммунизм Зачем коммунистам нужна диалектика?
   II. Что такое марксистская диалектика? Содержание IV. Коммунисты и диктатура пролетариата
 
   

Пример первый: «Капитал» К. Маркса.

  1. Определение цели:Освобождение пролетариата от капиталистического рабства. Поэтому объектом исследования и стало для Маркса капиталистическое общество. Однако в тот период не существовало ещё строго научного метода для исследований такого сложного объекта как общество. Поэтому К. Марксу потребовалось выковать такой метод. Им и стала материалистическая диалектика.
  2. Созерцание. Уже на этом этапе применение материалистической диалектики позволило К. Марксу увидеть, что основой общества является экономический способ производства. Поэтому К. Маркс обратился к классической политэкономии. На поверхности лежало отношение вещей (обмен товара на товар – именно так виделась основа общества производства буржуазным экономистам). А само общество классическая политэкономия представляла, как механическую сумму изолированных индивидов, втянутых в глобальный товарооборот.
  3. Анализ. К. Маркс вслед за классической политэкономией выделил простейшее отношение капиталистической экономики – товар. Дальнейший анализ, проведённый К. Марксом, показал, что суть товара заключена не в его потребительной стоимости (то есть, грубо говоря, полезности вещи, ставшей товаром), а в его (товара) стоимости. Далее К. Маркс рассмотрел роль денег, как некоего универсального товара – эквивалента стоимости. Конечным итогом анализа капиталистического способа производства и стало выделение К. Марксом стоимости (а не товара), как простейшего отношения исследуемого объекта.
  4. Синтез. Происходит восхождение от абстракции стоимости к конкретному, то есть к сути капиталистического производства. На этом пути К. Маркс доказывает, что рабочая сила и есть тот товар, который раскрывает сущность капитала – производство прибавочной стоимости:
«Наемный рабочий продаёт свою рабочую силу владельцу земли, фабрик, орудий труда. Одну часть рабочего дня рабочий употребляет на то, чтобы покрыть расходы на содержание своё и своей семьи (заработная плата), а другую часть дня рабочий трудится даром, создавая прибавочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источник богатства класса капиталистов» [В.И. Ленин. Три источника и три составных части марксизма. ПСС, т. 23].

Далее, рассмотрев обращение капитала и взаимосвязь процессов обращения и производства капитала, К. Маркс доказывает, что капиталистический способ производства рано или поздно ждёт неминуемая гибель в силу его внутренних противоречий (подробно читай об этом в предыдущей лекции «Устарел ли марксизм? Часть первая» нашего курса).

  1. Практика. Вывод о неминуемой гибели капиталистического способа производства, однако, не дал К. Марксу ответ на первоначально поставленный вопрос: «как пролетариату добиться своего освобождения?». Потому что сам факт грядущей гибели капитализма ещё не указывает путь к Коммунизму. Следовательно, необходимы дальнейшие поиски путей достижения поставленной цели – освобождения пролетариата от капиталистического рабства.

Пример второй: Диктатура пролетариата и коммунистическая партия.

Итак, К. Маркс предпринял дальнейшие усилия для достижения поставленной цели. Эта работа шла при самом активном участии Ф. Энгельса. В результате человечество получило положительный ответ на главный свой вопрос: «Возможно ли достичь человеческого счастья на Земле?». Ответом на этот вопрос и стала теория Научного коммунизма, в фундамент которой было положено учение о диктатуре пролетариата и коммунистической партии.

  1. Определение цели.Освобождение пролетариата от капиталистического рабства. Теперь объектом исследования для К. Маркса и Ф. Энгельса стало уже всё человеческое общество, взятое в его историческом развитии.
  2. Созерцание. К. Маркс и Ф. Энгельс начали систематическое изучение истории человечества и человеческой мысли, которые на поверхности выглядели как цепь случайных событий, взглядов и учений.
«Когда было свергнуто крепостничество и на свет божий явилось «свободное» капиталистическое общество,— сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение этого гнета и протест против него. Но первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» [В.И. Ленин. Три источника и три составных части марксизма. ПСС, т. 23].

Этот поверхностный, хаотичный образ общества и его истории К. Маркс и Ф. Энгельс систематизировали и подвергли диалектическому анализу.

  1. Анализ. К. Маркс и Ф. Энгельс выделили простейшее отношение человеческого общества -потребление, как удовлетворение биологических потребностей человека. Дальнейший анализ показал, чем человек отличается от остальных видов живого мира (растений, животных). Суть этого отличия состоит в том, что человек для удовлетворения своих биологических потребностей преобразует природу, не столько добывая предметы потребления, уже имеющиеся в природе, сколько уже создавая, производя их в процессе труда.
  2. Синтез. При восхождении от абстракции простейших человеческих отношений К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что источником развития человечества служит стремление человека к удовлетворению своих биологических потребностей во всё большем объёме. Именно это стремление обуславливает поступательное развитие производительных сил, а также развитие отношений, в которые люди вступают в процессе преобразования природы – производственных отношений. Способ производства, как органическое единство производительных сил и производственных отношений, господствующих на рассматриваемом этапе развития общества, составляет материальную основу общества – сущность данного общества. Что касается общественного сознания, то это общественный продукт определённой жизненной практики, характерной для данного общества или класса. И подобно языку общественное сознание возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми в процессе преобразования природы, т.е. в процессе производства материальных благ.

Следовательно, общественное сознание определяется общественным способом производства, т.е. тем единством производительных сил и производственных отношений, что исторически господствует в данном обществе.

И хотя человек считает, что он, как личность, определяется и побуждается своими собственными идеями, в действительности, его поведение определяется силами, что стоят за его спиной, и которые он не сознаёт. Эти внешние силы, не зависящие от воли человека, от его сознания, и есть те исторически сложившиеся производственные отношения, в которые члены данного общества вовлечены помимо их воли. То есть «логика исторического процесса предшествует субъективной логике людей, которые участвуют в историческом процессе» (Роза Люксембург).

Поэтому в любом классовом обществе общественное сознание любого класса, любой социальной группы определяется тем местом, которое занимает этот класс, эта социальная группа в производственных отношениях, исторически существующих в данном обществе. Такое материалистическое понимание общества и истории его развития получило в марксистской литературе название «экономического детерминизма».

Однако органическое единство производительных сил и производственных отношений внутренне противоречиво и в классовом обществе проявляется как раз через борьбу антагонистических классов – эксплуататоров и эксплуатируемых. И именно разрешение внутреннего противоречия между производительными силами и производственными отношениями приводит к революционной смене способа производства, то есть к революционной смене одной общественно-экономической формации на другую.

Но революционный переход от капитализма к новому свободному обществу будет происходить совершенно иначе, чем смена других формаций. Например, при переходе от феодализма к капитализму буржуазия сначала завоёвывала экономическую власть и лишь после этого брала в руки власть политическую. Но пролетариат не может в рамках капиталистической формации сначала завоевать экономическую власть. Поэтому он вынужден сначала завоевать политическую власть и лишь затем, используя все рычаги этой политической власти, победить экономически. Таким образом, путь к освобождению пролетариата необходимо лежит через политическую диктатуру пролетариата.

Но прежде чем прийти к политической диктатуре, пролетариат должен сформировать себя в революционный класс через осознание своей революционной роли в истории человечества.

Однако в силу того же экономического детерминизма пролетариат своими силами, из себя самого в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, т. е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. (В.И. Ленин).

Следовательно, революционное сознание в пролетарские массы должно быть привнесено извне. Какая же сила может выполнить эту задачу? К. Маркс и Ф. Энгельс ответили на этот вопрос в «Манифесте коммунистической партии»: такой силой должна стать партия коммунистов.

Осознавший себя революционным классом пролетариат впервые в истории человечества будет сознательно созидать действительно свободное общество, свободное от всякой эксплуатации и принуждения.

Таким образом, впервые в истории человечества общественное сознание становится решающим фактором развития общества, становится материальной силой. Вот почему К. Маркс и Ф. Энгельс назвали переход к Коммунизму переходом от предыстории к подлинной истории человечества, когда не слепые силы, стоящие за спиной человека, а сам человек будет творить свою историю.

  1. Практика. Поняв суть истории человечества и суть переживаемого человечеством исторического периода, К. Маркс и Ф. Энгельс незамедлительно взялись за достижение поставленной цели – освобождение пролетариата и всего человечества не только от капиталистического , но и всяческого рабства (экономического и духовного). Ими был основан коммунистический интернационал – организация, объединившая не только всех тогдашних сознательных марксистов, но и большинство сознательных рабочих того времени.

Пример третий: Ленин и партия.

В начале ХХ века небывалый подъём стихийного пролетарского и крестьянского движения в царской России поставил страну в преддверие буржуазно-демократической революции.

Перед Лениным и всеми революционными марксистами России, таким образом, встала та же задача, что стоит сегодня и перед нами: «Как организовать пролетариат на борьбу за своё освобождение?».

Подытожив революционный опыт всего коммунистического движения, В.И. Ленин развил учение Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата и революционной пролетарской партии, дав нам в руки и сам метод построения такой партии. Этот метод в основном изложен в двух работах В.И, Ленина: «Что делать?» и «Детская болезнь «левизны» в коммунизме».

  1. Определение цели. Создание революционной пролетарской партии. Объектом исследования В.И. Ленина стало современное ему общество и рабочий класс в особенности, взятые в их историческом развитии.
  2. Созерцание. В.И. Ленин начал с систематического изучения не только самого общества и марксистской диалектики, но и подытоживания революционного опыта всего коммунистического движения. Потому что после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса марксизм усилиями его многочисленных толкователей стал восприниматься левой интеллигенцией как набор расхожих цитат для философских диспутов.
  3. Анализ. В.И. Ленин выделил первое отношение: отношение пролетарского самосознания и коммунистической теории. Диалектическому анализу были подвергнуты революционный опыт Парижской коммуны, причины её поражения, опыт нарастающей в царской России стачечной борьбы пролетариата и причины затухании классовых битв на Западе.

Результатом этого анализа стало подтверждение правоты марксистского утверждения о том, что коммунистическое сознание не может возникнуть в недрах самого пролетариата, и поэтому должно быть привнесено извне. И единственным источником такого сознания может быть только партия коммунистов.

Следующим пунктом анализа стали причины, по которым партии II Коммунистического Интернационала так и не смогли привнести коммунистическое сознание в пролетарские массы Запада.

Результаты этого анализа показали, что, во-первых, политические штабы западных компартий сами перестали быть источниками коммунистического сознания. Во-вторых, развитие капитализма в империализм пошло по такому пути, что кризисы мировой капиталистической системы с гораздо большей силой бьют по трудящимся колоний и полуколоний, чем по трудящимся развитых капиталистических стран. В-третьих, революционное сознание выковывается у пролетарских масс только в процессе революционных битв, начало которым полагает наступление глубочайших общественных кризисов, неминуемых в первую очередь в колониях и полуколониях.

  1. Синтез. Двигаясь от полученных на стадии анализа заключений к сущности революционных процессов в тогдашнем обществе, В.И. Ленин пришёл к следующим выводам. Во-первых, революционные ситуации будут в первую очередь возникать именно в колониях и полуколониях. Во-вторых, коммунистическое сознание может стать массовым пролетарским сознанием только в процессе развития революционной ситуации. Поэтому сама революция в России не может начаться как социалистическая, а только как революция буржуазная. В-третьих, Коммунистическое сознание овладеет пролетарскими массами только при том условии, что коммунисты смогут возглавить классовую борьбу пролетариата в этой начавшейся буржуазной революции. В-четвёртых, если коммунистическое сознание овладеет пролетарскими массами, то эти массы будут полностью готовы - через установление своей политической диктатуры - перейти от революции буржуазной к революции социалистической.

Теперь, исходя из глубоко понятой сути тогдашнего общества и его революционных процессов, В.И. Ленин поставил конкретные задачи перед будущей партией коммунистов:

  1. подготовить пролетариат политически к грядущей буржуазно-демократической революции;
  2. возглавить борьбу пролетариата в период буржуазно-демократической революции и процесс создания пролетариатом властных органов диктатуры пролетариата;
  3. возглавить сами органы диктатуры пролетариата для перехода пролетариата от революции буржуазной к революции социалистической.
  1. Практика. Поставив указанные задачи, В.И. Ленин сразу приступил к созданию революционной пролетарской партии. Давайте разберём, как В.И. Ленин и его ближайшие соратники строили партию большевиков.
Первое. Узкий политический штаб, куда подбирались самим В.И. Лениным только сознательные («твердокаменные») марксисты. Необходимым условием вхождения в политический штаб партии В.И. Ленин выдвигал непрерывную коммунистическую учёбу, главным образом через процесс самообразования коммуниста.

Узость состава политического штаба была вовсе не прихотью В.И. Ленина, а диктовалась глубоким пониманием положения дел. Во-первых, в царской России просто не могло быть много людей, или уже глубоко знающих марксизм, или имеющих возможность получить глубокие марксистские знания. Во-вторых, как показал весь опыт западных компартий, расширение политического штаба за счёт менее подготовленных марксистов неминуемо превращает его работу в бесплодные споры по вопросам, которые уже давно были решены марксистской теорией. В-третьих, время, отпущенное коммунистам историей, требовало оперативной выработки правильной стратегии и тактики в непредсказуемо менявшихся условиях революционной борьбы. А на это способна только сплочённая группа сознательных единомышленников.

Главной задачей политического штаба были: дальнейшее развитие марксизма, издание и организация распространения центральной партийной газеты и другой коммунистической литературы, выработка стратегии и тактики партии, оперативное руководство коммунистической работой, как в центре, так и на местах.

Второе. Ядром партии были профессиональные революционеры – сознательные марксисты, сплотившиеся вокруг политического штаба.

Главными задачами профессиональных революционеров были: пропаганда коммунистических идей и руководство всей коммунистической работой на местах. В том числе и через организацию распространения центральной партийной печати.

Третье. Общерусская пролетарская газета, как коллективный пропагандист, агитатор и организатор.

Четвёртое. Армия пролетарских агитаторов и организаторов.

 
   II. Что такое марксистская диалектика? Содержание IV. Коммунисты и диктатура пролетариата
   Главная Университет Научный коммунизм Зачем коммунистам нужна диалектика?
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум